Клевцова Ирина Михайловна, старший воспитатель

Историческое просвещение дошкольников средствами ОП ДОО.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, тема формирования исторических знаний дошкольников является одной из важных в воспитании современного человека.

В сложившейся ситуации актуальна точка зрения доктора филологических наук Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры».

От того, какими глазами ребенок впервые увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом своей Родины, зависит становление личности гражданина.

Нравственно-патриотическое воспитание в нашем детском саду является одним из приоритетных направлений.

 Знакомство дошкольников с историей, формирование у них исторических представлений - процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю.

Для формирования исторических знаний у детей дошкольного возраста были выявлены и реализованы следующие педагогические условия:

• Календарно- тематическое планирование с введением исторического аспекта, предполагающее проведение мероприятий, направленных на формирование исторических представлений;

• включение детей в проектную деятельность (в рамках краеведческого направления), способствующую погружению ребенка в изучение истории с целью формирования исторических представлений.

Мы успешно реализуем парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д. Маханева, которая

 определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. формирование представления детей об образе жизни русского народа (жилище, одежда, домашняя утварь, устное народное творчество, художественные промыслы); пробуждение души ребенка, ощущение себя частью великого русского народа, сохранение черт русского характера; воспитание нравственных ценностей, присущих русскому характеру (доброта, красота, храбростьтрудолюбие, верность, преданность, самоотверженность).

Исторические знания следует формировать при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляют свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса.

Мы используем вариативные формы взаимодействия с родителями, способствующие привлечению родителей в образовательный процесс:

 семейные проекты, виртуальные экскурсии, познавательные гостиные, игры-путешествия, интеллектуальные игры, конкурсы декоративно-прикладного творчества, фольклорные праздники, театральные фестивали, спортивные состязания, создание мини-музеев.

Мы применяем игровые технологии, которые способствуют повышению интереса к различным видам деятельности, становлению эмоционально-положительной обстановки в группе и позволяют ребенку быть лично причастным к действу , дают возможность прожить в «реальных» жизненных условиях.

 Одной из которых, является музейная технология  для создания пространственного представления детей о культуре и быте русского народа (Русская изба).

Результаты работы по данному направлению мы видим в виде достижений воспитанниками целевых ориентиров, которые фиксируются в карте возможных достижений.

На сайте Институт Воспитания. РФ

методические рекомендации по совместному чтению и просмотру.

Как рассказывать ребенку про семью и про страну?

Историческое просвещение. (книги, мультфильмы и фильмы)

Хочется пожелать, чтобы у педагогов было желание использовать различные технологии в работе с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры.

Свое выступление закончу словами академика Г. Н. Волкова

Без памяти – нет традиций,

без традиций – нет культуры,

без культуры - нет воспитания,

без воспитания – нет духовности,

без духовности – нет личности,

без личности – нет народа как

исторической общности.

УСПЕХОВ В РАБОТЕ!

28 декабря 2024 в 11:19

Прикреплённые файлы:

Документ: Историческое просвещение дошкольников средствами ОП ДОО.

Описание файла:

Файл называется: rmo-04-2024_9fikp.doc

Это официальный файл организации «Клевцова Ирина Михайловна, старший воспитатель», в нём содержится Историческое просвещение дошкольников средствами ОП ДОО..

Размер файла: 0,04 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.